Официальный сайт

Get Adobe Flash player

Информация для родителей по ФГОС

Федеральные государственные образовательные     стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты 
обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, и представляет собой совокупность трех систем требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Общее образование имеет три ступени:
- начальное общее образование (1-4 кл.);
- основное общее образование (5-9 кл.);
- среднее (полное) общее образование (10-11 кл.).

В настоящее время разработаны и утверждены:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. 

Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная образовательная программа образовательного учреждения. 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря2010 г
. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 07 июня

2012 г


. N 24480. Вступает в силу 2 июля 2012 года.

 С официальными приказами о введении в действие ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО и текстами Стандартов можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru

 

Последовательность введения ФГОС

По материалам сайтов:  standart.edu.ru ,  mon.gov.ru 

Что такое Федеральный государственный стандарт?

     Федеральные государственные стандарты установлены в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) и основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 

С официальным приказом о введении в действие ФГОС и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: 

http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. 
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

     Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
     Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

     Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального и основного общего образования:

·                               личностным,

·                               метапредметным,

·                               предметным,

     Результаты сгруппированы по предметным областям. Они формулируются в терминах «выпускник научится…» (что является группой обязательных требований) и «выпускник получит возможность научиться …» (недостижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования).

Что такое информационно-образовательная среда?

     Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

      Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
     Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
     Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия); индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной и письменной речи, почерка и т.д.); индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий; экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
     Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
     Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Зачем поменяли стандарт?

           Сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем. Почему у нас при слове «стандарт» все начинают искать базовый учебный план, названия предметов, количество часов? Это происходит потому, что стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту - это частность, не к этому он сводится, здесь совершенно иные вещи выходят на первый план. Ситуация нормы - это когда вы выбираете и ищите свою логику жизни, и не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка. (Из интервью директора Федерального института развития образования, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра Асмолова.)

Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?

           Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.

С какого класса дети будут изучать иностранный язык согласно новому стандарту?

          Это определяет школа и фиксирует в ООП. Как правило, преподавание иностранного языка вводится со 2 класса.

Не повлечет ли изменение стандарта ухудшение  здоровья ребенка вследствие увеличения нагрузки?

          Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно-надзорными органами.

Правильно ли, что учитель не ставит отметок и не задает домашнее 
задание в 1-ом классе?

          Согласно п.10.10 СанПиНа обучение в первом классе осуществляется без балльного оценивания и домашних заданий.

Должна ли школа организовать горячее питание учащихся?

          Да, обеспечение учащихся горячим питанием - одно из обязательных условий, которые должна организовать школа. Оплата за питание производится родителями (опекунами) или в соответствии с законодательством, органами социальной защиты.

Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС?

          Сайт Министерства образования и науки РФ:                    http://mon.gov.ru/dok/fgos/


          Сайт Института стратегических исследований в 
образовании Российской академии образования: http://www.standart.edu.ru/


Минпросвещения утвердил в 2021 году новые ФГОС третьего поколения. Они начнут действовать с 1 сентября 2022 года.

Новые ФГОС начального и основного общего образования утверждены приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287. Главная задача новых ФГОС третьего поколения - конкретизировать требования к ученикам. В новых ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. В предыдущей редакции были только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы в каждой школе были собственные, а результаты обучения не детализированные. Новые ФГОС 2021 года устанавливают строгие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/






Авторское право © 2017-2021. Все Права Защищены.